Постковидное облысение: как защитить свои волосы?

О причинах выпадения волос у переболевших коронавирусом и способах борьбы с этим явлением рассказывает специалист.

В России коронавирусом переболело более четырех миллионов человек, а в мире — более 120 миллионов. И с течением времени выясняются все новые и новые неприятные последствия перенесенной инфекции. Как оказалось, коронавирус поражает не только внутренние органы и нервную систему человека. Немалая часть людей, перенесших болезнь, начинает терять волосы. Специалисты называют это явление посткоронавирусной алопецией. Какие сопутствующие причины приводят к выпадению волос, кто находится в зоне риска, что делать, если это уже произошло, как уменьшить последствия? На все эти вопросы дает ответ эксперт федеральных каналов и СМИ — врач-трихолог, косметолог, дерматоонколог, дерматовенеролог "Клиники доктора Мясникова" Наталия Жовтан.

— Наталия Вячеславовна, как часто к вам обращаются пациенты с проблемой выпадения волос после перенесенного коронавируса?

— Ежедневно! Это одно из последствий, которое развивается у большого количества пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Это отсроченная ситуация, которая возникает не сразу, а где-то спустя два с половиной – три месяца после перенесенного заболевания. Причем независимо и от пола, и от возраста пациента, и от тяжести перенесенного заболевания, и от объема или количества препаратов, при помощи которых проводилось лечение.

— Чем отличается постковидная алопеция от других видов облысения?

— Картина тут абсолютно иная: при постковидной алопеции пациент говорит, что проснулся и понял, что волосы теряет клочьями. Или начал мыть голову — и увидел, что в руках остаются пряди волос. Если он ответит утвердительно на вопрос, что болел коронавирусом примерно два с половиной – три месяца назад, то скорее всего, это оно.

— Каковы причины выпадения волос после перенесенного COVID-19?

— Существует несколько факторов. Например, на гибель волос может повлиять гипертермический синдром (состояние, характеризующееся внезапным значительным повышением температуры тела. — Прим. авт.) Температура тела выше 38 градусов уже приводит к определенным изменениям в организме, а волосяной фолликул очень чутко реагирует на такие вещи. Психоэмоциональный стресс тоже может вызвать выпадение волос, ведь многие пациенты, которые были в состоянии инфицирования, сильно переживали, как будет развиваться болезнь, будут ли осложнения. Кроме того, в этом процессе могут быть задействованы определенные рецепторы — ACE-2. Их максимальное количество сосредоточено в бронхолегочной системе, а чувствительность вируса к этим рецепторам приводит к ее массивному поражению.

Но эти же самые рецепторы есть и в кишечнике — именно поэтому иногда коронавирус протекает в кишечной форме — а также в волосяном фолликуле. Их количество и чувствительность определяются разными факторами и являются для каждого индивидуальными. То есть изначально повреждаются другие органы: бронхолегочная система, кишечник, а позже и волосяной фолликул в том числе. Но если в легких ситуация развивается молниеносно, то в коже и в волосяном фолликуле она замедленна. Также причиной выпадения волос может стать коагулопатия (патологическое состояние организма, обусловленное нарушениями свертываемости крови. — Прим. авт.) Она возникает не только при коронавирусе, но и при других заболеваниях, когда есть склонность к образованию тромбов и нарушению кровообращения. Волосяной фолликул — это микроорган, который очень густо оплетен сеточкой микрокапилляров, так что даже повреждение одного микрокапилляра из-за недостаточности питания приводит к гибели самого волосяного фолликула.

Постепенно он отделяется от волосяного ложа и медленно выходит наружу. Волос замедляет свой рост, становится более тусклым, ломким и склонным к спутыванию. Особенно это заметно у девушек с длинными и густыми волосами, для них постковидная алопеция — настоящая трагедия.

— Люди с изначально здоровыми волосами легче переносят эту проблему?

— Скажем так: у них не будет такой степени выраженности выпадения волос. Например, у пациентки старшей возрастной группы с признаками андрогенетической алопеции — то есть потери волос по женскому типу — COVID-19 еще больше усилит эту проблему, и поредение волос еще больше будет заметно в области височной зоны, макушки, темени — как раз там, где сосредоточена гормонозависимая зона.

Если это пациентка, у которой в анамнезе было очаговое выпадение волос, то коронавирус может усилить выпадение вплоть до тотальной алопеции. У меня наблюдается такая пациентка с площадью поражения волос до 50 процентов. У пациентов с хорошими показателями здоровья это будет просто диффузное повреждение волос по всей коже головы без определенных локализаций. Но опять-таки не все волосяные фолликулы повреждаются. Часть из них остается, хотя перенесенный коронавирус не добавляет здоровья. Они становится слабыми, но продолжают жить и отрастать. Постковидную алопецию можно четко отследить у девушек с волосами, склонными к седине. При обследовании мы видим, что волос вообще не имеет седого отросшего кончика. То есть получается, что все это время, около трех месяцев, он не рос.

— С какими жалобами к вам приходят пациенты? Когда они начинают замечать проблему?

— Они обращают внимание, что много волос остается на подушке, на одежде, при мытье головы. Увидев клочья волос в руках, люди пугаются и зачастую начинают бояться мыть волосы. На самом деле при мытье с поверхности кожи головы удаляются те волосяные стержни, которые уже утратили свою жизнеспособность. Это процесс, который уже произошел, и повернуть его вспять мы никак не можем.

— Можно ли предотвратить выпадение волос, зная, что переболел коронавирусом?

— К сожалению, предугадать, насколько мощным будет выпадение волос, очень сложно. Нет таких тестов и анализов, которые бы показали, в каком объеме пострадают волосяные фолликулы.

— Но это хотя бы лечится?

— Нужно понимать, что восстановить можно только те волосы, которые остались неповрежденными. С пациентами мы обсуждаем, какие мероприятия по лечению будут направлены на те волосяные фолликулы, которые смогли пережить эту катастрофу.  Наша задача — ускорить рост, усилить питание и кровоснабжение. Так что, если нет сопутствующих заболеваний и они не превалируют над постковидной алопецией, то все лечится и восстанавливается. Правда, потребуется время, так как этот процесс не такой уж быстрый.

— Сколько длится эта "болезнь"?

— Процесс выпадения длится от трех недель до трех месяцев. Восстановление будет быстрее, если пациент обратится за помощью на самом начальном этапе проблемы, то есть как только заметит, что волосы стали выпадать.

— С чего надо начать лечение? Нужно ли сдавать определенные анализы?

1 Возможно, что никаких анализов и не потребуется. Нужно обратиться к трихологу, который поможет разобраться в проблеме и назначит эффективное лечение. Очень важно при постковидной алопеции не упустить и другие параллельные заболевания волос. Если у доктора возникли такие подозрения, тогда объем анализов расширяется: нужно будет проверить уровень гормонов, определить уровень железа, ферритина и трансферрина.  А сам диагноз "острая реактивная постковидная алопеция" мы ставим, основываясь практически на одном обследовании — трихоскопии. Оно проводится специальным оборудованием с цифровым выведением картинки на экран компьютера, где доктор с пациентом могут увидеть цвет кожи, пигмент волос, толщину волосяного стержня, наличие пустого волосяного фолликула, сосуды...

— Если человек переболел, волосы выпадают, но не критично — все равно нужно идти к врачу?

— Если наблюдается легкая степень выпадения волос, а сам пациент здоров и достаточно молод — ему может хватить и собственных ресурсов на восстановление пострадавших фолликул. Другое дело, что сам процесс будет проходить более медленно, чем при лечении.

— В чем заключается лечение и можно ли его проводить самому?

— К сожалению, волшебных и универсальных методов лечения постковидной алопеции не существует. Лечение должно проходить под контролем врача. Существуют разные по составу лечебные препараты наружного и внутреннего применения: витаминные, сосудорасширяющие. Мы сейчас не говорим о маске с перцем — это уже устаревшие средства, которые в трихологии не используются.

Кожа и волосяной фолликул — это не те органы, которые полностью воспринимают наружные средства. Чтобы ввести что-то вглубь, нужно еще постараться. Сейчас многие салоны предлагают мезотерапию, инъекции, но, к сожалению, при постковидной алопеции это не работает. Причины механизма немного другие, поэтому бежать в салон и делать уколы — это тоже не вариант. Хорошую эффективность показывают внутренние препараты, но они имеют побочные эффекты.

Например, сосудистый препарат может привести к повышению или понижению артериального давления, а витаминные комплексы порой вызывают аллергическую реакцию. Так что не стоит заниматься самолечением.

— Домашний уход может быть полезен в таких ситуациях?

— Конечно! Лечение  лечением, а домашнего ухода никто не отменял. Ухаживать за кожей необходимо! При выпадении волос не стоит пытаться ограничить мытье. Мыть волосы нужно и важно, это никак не влияет на количество потерянных волос. Кроме того, большие промежутки между мытьем волос создают еще большую визуализацию тяжести процесса. И еще я бы не рекомендовала пренебрегать шампунями, масками и бальзамами по типу и проблеме кожи.

— А как быть женщинам, которые привыкли окрашивать волосы? Терпеть и ходить с сединой?

— От обесцвечивания действительно лучше отказаться, поскольку это достаточно агрессивный процесс, который будет еще больше истончать волос и приводить его к большему обламыванию и сечению. А вот окрашивание щадящими средствами вреда не принесет. Своим пациентам я рекомендую окрашивать волосы, поскольку седина не добавляет объема, а наоборот, дает эффект еще большего повреждения волос. Главное — не переусердствовать и помнить, что при постковидной алопеции волосы все-таки нужно беречь.

Елена Соколова, фото из личного архива Наталии Жовтан

(ИА "Столица")

Загрузка